Решили однажды три монаха искупить обетами свои грехи перед Господом. Первый избрал для себя примирение поссорившихся между собой людей, второй
— помогать больным и страждущим, а третий удалился в скит, где жил в полном одиночестве. Прошло время, и первый из братьев понял, что труды его напрасны и он не сумел выполнить свой обет: люди, которых он примирял, снова ссорились и злились друг на друга. Он отправился ко второму брату и нашел того совершенно обессилевшим. Свирепствовала эпидемия, и все попытки монаха помочь людям были бесполезны. Тогда братья отправились в скит, к третьему монаху.
— Брат наш,
— сказали они,
— в печали мы пребываем, ибо, несмотря на все наши труды и старания, не смогли мы выполнить наши обещания, данные Богу. Скажи, может быть, ты в этом месте сделал что-то полезное и понял истину.
— Братья,
— был ответ пустынника,
— я только что принес воду из реки, пойдите, посмотрите на нее. Вода в ведре была мутная, и в ней ничего не было видно.
— И что, брат, ты хотел сказать нам этим?
— спросили монахи, вернувшись.
— Подождите немного и вы все поймете. Прошло какое-то время, и пустынник сказал:
— Братья, идите и снова посмотрите на воду. Когда братья посмотрели в ведро, то увидели, что вода устоялась и их лица были видны, словно в зеркале.
— Так бывает и с человеком,
— сказал тот, кто избрал своим путем пустынничество.
— Будучи среди людей, от смущения не видит он грехов своих, а когда он одинок и безмолвствует, тогда ему видны все его недостатки. «Ты ничего не имеешь» Однажды к мудрому старцу пришла женщина и сказала:
— Отец, я провожу шесть недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет.
— Сделалась ли тебе скудость
— все равно что изобилие?
— спросил старец.
— Нет.
— Бесчестие
— как похвала?
— Нет.
— Враги
— как друзья?
— Нет.
— Тогда,
— сказал мудрец,
— иди и трудись. Ты ничего не имеешь. Что есть совершенное и высшее послушание Однажды Франциск Ассизский, беседовавший со своими товарищами, неожиданно вздохнул и сказал:
— Друзья мои, я думаю, что едва ли в этом мире можно найти монаха, который бы совершенно повиновался начальствующим над ним. Товарищи святого были удивлены таким его речам:
— Объясни нам, отче, что же тогда есть совершенное и высшее послушание?
— Истинно повинующегося можно себе представить разве что в виде мертвого тела. Возьми его и положи, куда тебе угодно. Ты увидишь, что оно не будет роптать, если его будут передвигать с места на место, не станет возражать, куда бы его ни положили, не закричит, если его вовсе унесут. Так вот, истинный повинующийся
— это тот, кто не рассуждает, почему его передвигают, не заботится о том, куда его помещают, и не настаивает на перемещении, позволяющем получить лучшее место. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет привычное смирение. Чем более такого человека почитают, тем более недостойным он считает себя. Господь знает, что есть добро Однажды ученик спросил своего учителя:
— Скажи мне, отче, какое бы мне сделать доброе дело и жить с ним?
— Только Господь знает, что есть добро. Я, как и сейчас ты, давным-давно спрашивал у своего учителя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» И он ответил мне: «Не все ли дела равны? Ведь Писание говорит нам: «Авраам был страннолюбив
— и Господь был с ним, Илья любил безмолвие
— и Господь был с ним, Давид был кроток
— и Господь был с ним». То, чего желает душа твоя по воле Бога,
— то и делай и блюди сердце свое».