Был у одного негуса мудрец, которого он очень любил. Негус имел обыкновение есть вместе с ним и советоваться обо всем, что случилось и что могло случиться. Долгое время они были здоровы и жили в согласии. Однажды они сидели за столом, и мудрец, огорченный чем-то, сказал; «Увы!», перестал есть и задумался. Негус испугался и, думая, что тот заболел, спросил его:
— Что с тобой? Здоров ли ты?
— Увы! Увы! — снова задумчиво повторил мудрец.
— Не болен ли ты? — опять спросил негус,,
— Нет, я не болен, — возразил мудрец.
— Отчего же ты печален, и что означает «увы», которое ты много раз произнес? — спросил негус.
Мудрец еще раз ответил:
— Увы!..
Тогда негус спросил его с тревогой и гневом:
— Окажи мне наконец, в чем же дело?!.
И мудрец сказал:
— Плохие времена наступают, вот потому я и горюю.
Ответ этот еще больше встревожил негуса. Ему хотелось скорее и подробнее узнать, в чем дело, но мудрец отвечал на все расспросы одними вздохами. Негус совсем перепугался и стал просить его:
— О, я умоляю, не тревожь меня и расскажи, что ты знаешь.
Мудрец на это отвечал:
— В ближайшие три года ничего не изменится. Но в следующие три года будут идти дожди, которые отравят все водоемы — реки, ручьи, озера. И все живые существа, будь то люди или животные, напыотся отравленной воды и станут безумными. Что может причинить больше горя и тревоги, чем это?
Выслушал негус мудреца, поник головой и опечалился. Наконец он глубоко вздохнул и обратился к мудрецу со словами:
— Послушай! Что же нам делать, когда это нестерпимое бедствие сойдет на нас?
И мудрец дал негусу самый хороший совет, какой только мог:
— Разум, данный мне богом, подсказывает, что самое лучшее — предупредить население о грядущем бедствии и объявить всем: «Приготовьте ямы для чистой дождевой воды и храните эту воду для своего спасения в тяжелые времена».
Выслушал негус мудреца и сделал все по его совету.
Некоторые люди испугались и начали копать колодцы. А другие, легкомысленные, стали насмешничать.
— Подумаешь, беда! — говорили они. — Такая уж у него привычка! Вечно говорит о том, чего сам не знает! А уж это объявление — совсем невероятное дело. Что они, с богом советовались?!
Во дворце тоже готовились к бедствию: выкопали глубокие ямы, собрали в них чистую дождевую воду и закрыли их на замок.
Наконец наступило бедствие, предсказанное мудрецом. Первый же дождь отравил ручьи, реки, озера, и всякий, кто пил из них воду, начал терять рассудок. Постепенно эта болезнь охватывала все больше людей. Подобно всем язычникам, народ тогда был разделен на племена. Люди стали терять рассудок и говорили:
— Что такое барабан? Разве это не деревянный таз?! Что такое флейта? Разве это не тростник?! Делайте барабаны, трубы и флейты!
В каждом племени делали барабаны, трубы и флейты, а потом все били в барабаны, дули в трубы и флейты. После этого одни стали спрашивать:
— Есть ли у нас негус?!
А другие отвечали:
— И в самом деле, где он? Сидит в своем дворце и наслаждается покоем.
Царь и мудрец видели и слышали все это. Ведь, как мы сказали, большинство населения впало в безумие.
Купец забросил свою торговлю и принялся за другое дело, земледелец перестал возделывать землю и занялся невесть чем, сын, бросив своего отца, ушел куда-то; священник, оставив свое дело, занялся другим; придворные, вожди племен и ученые бросили- свои занятия и принялись за новое ремесло.
Не было предела безумию. Всякий порядок был нарушен. А потом народ двинулся ко дворцу с барабанным боем и дул во флейты и трубы. Люди говорили:
— Где наш негус? Мы идем к нему.
Когда во дворце узнали об этом, царь приказал закрыть все ворота дворца. Наконец безумные пришли, увидели, что ворота дворца закрыты, и стали кричать:
— Ах, он закрыл их! Все равно не уйти ему от нас! Эй, ломайте ворота камнями да дубинами! — И стали они бить по воротам.
Увидел это негус и стал просить совета у мудреца:
— Эти безумные пришли убить нас. Скажи, что же нам теперь делать?
— О негус! — сказал мудрец. — Я советовал собрать хорошую воду в ямы, чтобы спастись в злые времена. И мы известили об этом население. Я думал, что этот совет будет полезен. Но раз это не удалось, давайте уподобимся им, напьемся приносящей безумие воды.
— Но где нам взять эту воду, которая приносит безумие? Ведь за воротами сумасшедшие! — вскричал негус.
— Пусть какой-нибудь мальчик незаметно проберется туда и принесет нам калебасу с водой, — ответил мудрец.
Послали мальчика. Он пошел и принес ту воду. Негус и мудрец стали пить, вырывая воду друг у друга, будто это была святая вода. И они тут же сошли с ума. Негус стал прыгать и болтать всякую ерунду. А потом подошел к воротам двора и сказал:
— Что за дьявол закрыл эти ворота?
(А ведь недавно он сам велел закрыть их!)
Ворота сразу распахнулись, и негус вышел из них, пританцовывая и болтая чепуху. Теперь негус был подобен тем людям, что собрались у ворот, и они расступились перед ним. Отойдя немного в сторону, негус сказал:
— Вы, люди, ликуйте! Пусть крики радости несутся по всей толпе!
Они так и сделали. Те, кто не услышал его слов, спрашивали, что случилось. Им отвечали:
— Наш негус был сумасшедшим, а теперь исцелился.
И снова и снова раздавались радостные крики. И пока длилось тяжелое время, люди оставались безумными. А когда настали добрые времена, все вернулось на свое место: люди возвратились к своим прежним делам, стали подчиняться старым правилам, водворился -порядок при дворе, — словом, все стало по-прежнему.
И вот однажды, когда негус с мудрецом, как и прежде, сидели за обеденным столом, мудрец стал хвастать:
— А ведь я превзошел тебя в дурные времена!
— Нет, это я превзошел тебя! — ответил негус и добавил: — Как же это ты мог превзойти меня?
—- А вот как, — ответил мудрец. — Разве не я дал совет напиться приносящей безумие воды и уподобиться всем остальным? Если бы мы не сделали этого, ты бы умер и потерял царство, а умри я—все бы мы погибли напрасно.
— Может быть, — сказал негус в раздумье. — Но я превзошел тебя тем, что сразу подчинился совету и выпил приносящую безумие воду.
И до конца дней своих они жили в мире и согласии.