Конечно, в статьях мы иногда используем обобщения по территориальному признаку (например, «арабы», «французы», «русские»), но лишь для удобства изложения (поиска на карте), а не для создания ложного впечатления о единой культуре или менталитете. Изначально понятие национальности возникло исключительно как географический инструмент упрощения — чтобы не перечислять все локальные группы, населяющие ту или иную территорию (разные языки, культуру, быт), так как были финансовые расходы на чернила и возможности письма были ограничены. Однако после Второй мировой войны и усиления национальных нарративов этот термин резко превратился в инструмент политики и пропаганды, обрастая стереотипами.
Национальность как исторический конструкт
Например, когда мы говорим о Столетней войне (1337–1453), то представляем себе противостояние «англичан» и «французов». Но в реальности ни Англия, ни Франция в современном понимании тогда не существовали. Были разрозненные феодальные владения — Бургундия, Гасконь, Нормандия, — каждое со своим диалектом, законами, культурой, племенами и языками (бургунды, норманды, франки, бретонцы, баски и т.д.) (Языки: Корсиканский, Каталанский, Франкопровансальский и множество других) . Жанна д’Арк, вопреки мифам, не говорила о «защите Франции» — её миссия была связана с династическими интересами и локальным патриотизмом Орлеана.
То же самое можно сказать о «немцах» до XIX века — до объединения Германии (1871) они были жителями множества независимых государств: Баварии, Пруссии, Саксонии, вольных городов. Идея «национальной крови», появившаяся в 1930-х годах в нацистской Германии, — псевдонаучный миф, созданный для манипуляции.
Стереотипы vs реальность о национальности
Ни одна нация не соответствует карикатурным образам, навязываемым пропагандой:
Американцы не едят бургеры ежедневно — этот стереотип возник из-за глобализации фастфуда в XX веке.
Французы не пьют вино с утра до вечера — массовая «винная культура» сформировалась лишь в XIX веке благодаря промышленному производству.
Английский «five o’clock tea» — традиция, популяризированная аристократией в викторианскую эпоху (1837–1901), а не повседневная привычка всех британцев.
Украинский «чуб» (оселедець) — элемент казацкой культуры XVII века, а не обязательный атрибут каждого жителя Украины.
Русские не пьют водку литрами — этот стереотип восходит к царской антиалкогольной пропаганде XIX века и западным карикатурам времён холодной войны.
Даже архитектурные стили, которые считаются «национальными», часто создавались отдельными людьми. Например, фахверковые дома в Германии — результат работы средневековых строительных гильдий, а не «германского духа». А знаменитые римские акведуки и амфитеатры проектировались инженерами, чьи имена остались в истории (как Витрувий, I век до н. э.), а не «всем народом».
Не существует национальной крови (теория о национальной крови была выдумана в Германии в 30-х годах для сплочения немцев ради одной сумасшедшей идеи), не существует никаких общих повадок и уникального духа присущих тому или иному государству (первые же национальные признаки человека были выдуманы во Франции во время Великой Французской революции)
"Национальность" не рано "культура"
Если человек переезжает из России в Швецию и получает гражданство, это не делает его автоматически «шведом». Его взгляды, привычки и ценности остаются прежними, хотя новый культурный опыт может расширить его мировоззрение. Паспорт — это документ, а не приговор к стереотипам.
Мы уважаем вашу самоидентификацию, будь то привязанность к стране, культуре или религии. Но призываем помнить: деление на «нации» часто искусственно, а общие черты между людьми одной страны — не более чем статистические совпадения. Ваша уникальность — в вашем личном выборе, а не в графе «национальность».

