История о некогда богатом городе Выборг.
Выборг - это некогда бывший очень развитый город, о котором немногие знают и не многие вспомнят. Выборг - это бывший финский город, который основали крестоносцы, а находится город рядом с Санкт-Петербургом.
Ранее я описывал более подробные статьи о Выборге и в этой статье я бы хотел написать о главном символе города, который он потерял после присоединения к ссср.
Любой человек, который приедет в Выборг, посмотрев на город, может сказать, что это обычный провинциальный город. Но на самом деле это не так! Вплоть до советско-финской войны Выборг был очень развитым городом, имел множество фабрик, огромный вокзал, огромный порт, огромные жилые районы, а самое главное - очень развитую, для того времени, трамвайную сеть.
Наличие трамваев в любом городе всегда считалось признаком богатства и развитости города. В Выборге же трамвайная сеть имела огромный размер. Трамваи шли из жилых районов, проходили через центр города, рядом с городским вокзалом и шли практически до парка Монрепо. Это колоссальный размер для того времени. Чтобы убедиться в этом, предлагаю посмотреть на карту города, где красной линией помечена трамвайная сеть.
Содержать трамвайную дорогу, разумеется, было всегда очень дорогим "развлечением". Ведь, в 30-х годах даже не в каждом доме было электричество и радио, а обслуживание трамвайной дороги, трансформаторов, подстанций и самих трамваев обходилось в сотни тысяч золотых для бюджета города. Для справки: 100 трамваев берут в 100 000 раз больше энергии, чем 10 000 радиоприемников, вместе включенных в сеть.
Трамвайное депо Выборга находилось рядом с городским портом. Оно и сейчас там находится, но к сожалению там уже нету ни рельс, ни трамваев. Сейчас в здании бывшего трамвайного депо находятся мелкие фабрики, шиномонтажки и забегаловки. О старой трамвайной дороге может напоминать только необычный старый фасад здания и наличие обширных проспектов, улиц и дорог в самом городе, по середине которых раньше проходили трамвайные пути.
По городу ездили небольшие и симпатичные трамвайчики. Проезд стоил недорого, поэтому буквально каждый житель мог проехать 5 и более км от своего жилого дома до места работы в другом конце города. Трамваи буквально были на каждой улице города, даже в районах, где стояли одноэтажные деревянные избушки и домики. А теперь стоит задуматься- это ж какой был бюджет у города, если он мог себе позволить провести догорающую трамвайную дорогу, даже ,буквально в районы деревень, где не было даже асфальтированных дорог? Вероятно более, чем просто большим.
К сожалению, история процветания Выборга заканчивается в 1939 году. В этом году советская армия подошла в плотную к городу и бомбила город из минометов и с самолетов, ибо финны отдавать город не намеревались т.к. потеря столь развитого города для финнов - было бы большим фиаско. К несчастью город был взят, погибло огромное количество жителей, была разбомблена огромная часть города. Зато "Сталин - освободитель", каким его называют его фанаты, добился своего и отодвинул границы от Ленинграда. Стоило ли оно всё этого?
Спустя годы страна советов пыталась сделать Выборг вновь прогрессивным городом, каким он был при финнах, даже создавала проект по постройке аэропорта для города, но так и не смогла его возродить. В 50-е года трамвайные пути пришлось демонтировать, по причине того, что бюджет города просто не справлялся с затратами на электроэнергию. Жителей становилось все меньше и меньше, фабрик и рабочих тоже. Как итог - билеты на трамвай мало кто покупает, трамваи расходуют сотни тысяч киловатт и платить за энергию нечем. Город потихоньку превращался из развитой финской северной столицы в провинциальный городок.
Теперь в городе о том, что в городе когда-то ходили трамваи и о том, что он когда-то был богатым и развитым напоминает только памятник одинокому трамваю.
Хочется заметить, что даже в составе российской империи Выборг развивался намного лучше, чем при ссср. И захват Выборга страной советов - стал переломным моментом для города.