Но что, если этот образ был тщательно продуман и создан самой Римской империей и её историками, которые жили еще долгие годы после её падения в Европе и Византии? Что, если это была одна из самых успешных пропагандистских кампаний в истории, а сегодня, спустя тысячелетия, мы вновь наблюдаем похожую риторику у больших государств и угасающих империй?
Для Рима все, кто жил за пределами его limes (границы), были «варварами» — необразованными, неспособными к государственному строительству, не имеющими ни культуры, ни архитектуры. Их государства представлялись нищими, раздробленными и агрессивными.
Однако история свидетельствуют: народы, клеймимые Римом как «варвары», не только имели развитую культуру, но и именно они стали архитекторами новой, постримской Европы. Их памятники — это немые свидетели, опровергающие ложь на протяжении веков. Разумеется, стоит учитывать, что франки тогда не умели строить небоскребы и Эйфелевы башни, но они возводили другие сооружения — церкви, замки, водопроводы, создавали своды законов и мавзолеи.
Что скрывалось за словом «варвар» и правда ли, что европейцы - варвары?
Римляне называли «варварами» невероятно разнородные народы: от сложноорганизованных Парфянских царств на Востоке до кельтских племен Галлии и германских народов Севера. Объединяло их одно: они бросали вызов военному и культурному превосходству Рима. Пропаганда работала на оправдание экспансии: чтобы завоевать народ, его нужно было сначала дегуманизировать, представить угрозой порядку и цивилизации.

Варвар - идет от английского слово barbarian. Этим словом клеймили чужаков, указывая на их низкий уровень развития и унижали людей захваченных оккупированных Римом территорий. Но не стоит путать это слово с национальными ярлыками и оскорблениями, так как национальности появились только лишь ближе к 19 веку. Варвара римские пропагандисты и их последователи изображали с длинными усами, полуголым, грязным, с выпученными глазами и главное - страшным, жестоким и диким воином. Согласитесь, это отличное сходство с каким-нибудь жутким лесным маньяком из дремучей деревни? Поэтому, римляне в это верили и боялись варваров.
Однако реальность была иной:
Кельты (Галлы) строили мощные укрепленные города-оппидумы (как Бибракт во Франции) со сложными инженерными сооружениями — стенами типа murus gallicus, которые были практически неуязвимы для римских таранов. Они были искусными металлургами, изобретателями стали и бочки.
Даки создали в горах Трансильвании мощное государство со столицей Сармизегетуза Регия — комплексом крепостей, святилищ и инженерных сооружений, для покорения которого Риму потребовались две масштабные войны.
Парфяне были не племенем, а империей, равной Римской. Их столица Ктесифон с тронным залом, перекрытым гигантским кирпичным сводом (пролетом 25 метров), вызывала зависть у самих римских императоров.
Эти народы были не бесформенными ордами, а были организованными обществами с собственной государственностью, ремеслами и архитектурными традициями, которые Рим предпочитал игнорировать или сознательно принижать. Они скорее больше напоминали Астерикса и Обеликса, но в менее комедийном виде. Это были угнитённые Римом народы, которые сопротивлялись и строили укрепления.

Самый убедительный удар по римской пропаганде наносят не те памятники, что были построены до столкновения с Римом, а те, что были возведены во время и сразу после его падения на территории самой Империи. Они доказывают, что варварские правители были не разрушителями, а преемниками.
В V веке Равенна, а не Рим, стала настоящей столицей Западной империи. И именно здесь «варварские» правители оставили самые яркие архитектурные свидетельства своей власти.
Мавзолей Теодориха Великого (ок. 520-526 гг.). Эта гробница остготского короля — шедевр инженерной мысли. Она высечена из цельного камня и увенчана монолитным куполом весом 300 тонн.

Арианский баптистерий (ок. 490-526 гг.). Построенный Теодорихом для своей готской общины, он является архитектурным «близнецом» более раннего православного баптистерия. Его купол украшен великолепными мозаиками, ни в чем не уступающими римским.
Пока римские императоры теряли контроль, «варвары» демонстрировали прагматизм. Их главным архитектурным жанром стала не триумфальная арка, а неприступная стена.
Вестготские укрепления Каркассона (V в.). Вестготы не разрушили римскую крепость. Они усилили, перестроили и адаптировали ее к новым вызовам. Их труд лег в основу знаменитой средневековой цитадели. Это памятник не хаосу, а порядку — пусть и новому, более суровому.
Величайшие постройки — не всегда из камня. Салическая правда — свод законов франков, записанный при Хлодвиге в начале VI века, — это архитектура общества. Детально прописанные нормы, регулирующие земельные отношения, семейное право и систему компенсаций, доказывают наличие сложного социального устройства. Римляне считали франков дикарями, но те создали правовую систему, которая стала фундаментом для большей части средневековой Европы.

Крах изнутри: коррупция в Риме и нищета населения
Возможно уважаемый читатель будет удивлен, но Рим к моменту его захвата варварами был уже давно разрушен коррупцией. К III-V векам Римская империя была истощена непрерывными гражданскими войнами, коррупцией и необходимостью содержать огромную армию. Это привело к чудовищному налоговому гнету, который лег на города и их элиту, отвечавшую за инфраструктуру.
После правления императора Траяна (II век н.э.) масштабное гражданское строительство (новые форумы, амфитеатры, бани) на Западе практически прекратилось. Последние крупные проекты в Риме, такие как Акведук Аква Александрина (226 г.), были исключением. Империя перешла к режиму выживания, тратя все ресурсы на армию и оборону.
Во многих городах (например, в Августе-Треверорум, современном Трире) археологи находят слои V века, где величественные общественные здания начинают дробиться на мелкие мастерские или жилые помещения. Мраморные плиты снимают и пускают на пережог для извести — верный признак того, что государство больше не следит за сохранностью памятников.
Сложные гидравлические системы и акведуки выходили из строя. Сохранился указ императора Валентиниана III (V век), где он с горечью констатирует плачевное состояние дорог и приказывает властям срочно их отремонтировать. Исследования знаменитой Аппиевой дороги показывают, что в V веке ее покрытие перестали систематически ремонтировать. Дорога начала «зарастать» — на покрытии образовались колеи, которые не выравнивались, а по краям появились незаконные постройки, сужающие проезд. Это признак ослабления государственного контроля.
К V веку богатые римляне массово покидали города и переселялись в свои укрепленные виллы в сельской местности. Запустение римских зданий и дорог — не миф, а исторический факт, подтвержденный археологией.
Империя рушилась: в органы власти приходили коррупционеры, уровень преступности рос, на улицах появлялись инвалиды войн, финансовое благополучие падало. Но Римская империя продолжала твердить о жестоких варварах, у которых нет культуры, и чьи государства вот-вот рухнут. Не находите ничего общего с современными реалиями?
Империя рухнула не потому, что варвары разрушили ее инфраструктуру. Инфраструктура уже разрушалась изнутри, что сделало империю уязвимой и неспособной сопротивляться внешним угрозам. Варвары пришли не в процветающую цивилизацию, а в систему, которая уже агонизировала.
Разграбление Рима: или пропаганда против фактов
Помните эти образы полуголых диких варваров, которые ломают скульптуры на улицах Рима, вылавливают белокурых римлянок и увозят с собой в леса? Это всё та же пропаганда, которая живёт и по сей день. Миф о разграблении Рима варварами, образ тотального уничтожения, сожжения и резни — это в значительной степени пропагандистский конструкт, созданный и раздутый как современниками, так и последующими поколениями историков.
Разграбление Рима Аларихом (410 г.). Готы Алариха были христианами-арианами. Аларих отдал приказ не трогать церкви и не убивать людей, укрывшихся в них. Главные базилики Св. Петра и Св. Павла были объявлены убежищами и не пострадали. Это был грабеж, а не геноцид. Взятие города было отчаянной попыткой заставить императора выполнить условия. Аларих не хотел разрушать империю, он хотел в ней устроиться. Основной целью были драгоценности, золото, серебро и шелк из домов патрициев. Массовых поджогов и разрушения инфраструктуры не было.

Разграбление Рима вандалами (455 г.). Именно после этого эпизода имя «вандалов» стало нарицательным («вандализм»). Но и здесь история была искажена. Вандалы прибыли в Рим не как завоеватели, а по приглашению императрицы Евдоксии, втянутой в дворцовые интриги. Папа Лев I встретился с Гейзерихом и договорился избежать резни и поджогов. Вандалы вывозили ценности организованно и методично в течение двух недель. Поздние историки приписали им вывоз «половины населения», но современные исследования считают это сильным преувеличением. «Вандализм» 455 года — это не акт слепой ярости, а тщательно спланированная конфискация. Его жестокость несопоставима с тем, что творили в завоеванных городах сами римляне (вспомните уничтожение Карфагена).
Что происходило на остальной территории Империи?
Города по всей империи нищали и находились в куда худшем состоянии, чем Рим. Заброшенные римские города стали готовым источником качественного строительного камня. Гораздо проще и дешевле было повалить колонну и распилить ее на блоки для постройки крепостной стены, церкви или дома, чем добывать новый камень. Мраморные статуи, рельефы и колонны сжигали в печах для получения извести. С точки зрения средневекового человека, прекрасная статуя Афродиты была не произведением искусства, а просто куском породы, идеально подходящим для получения строительного раствора.
Римская администрация рухнула, но жизнь продолжилась в новой форме. В Галлии власть перешла к варварским королям (например, Хлодвигу у франков). Вестготы создали одно из самых римских по духу «варварских» королевств с центром в Толедо, который стал очагом культуры.
В Британии римские города (Лондиниум, Эборакум) были массово заброшены в течение жизни одного-двух поколений. Каменные здания разбирались, акведуки пришли в негодность, денежная экономика исчезла. Общество распалось на враждующие кельтские и германские королевства.

Это был не внезапный «феномен» переселения народов, а закономерный развал государства из-за системной коррупции, которая пропитала все структуры, и правящей элиты, думавшей лишь о своем благополучии.
Революция и независимость
Падение Западной Римской империи в 476 году было не апокалипсисом, а кульминацией долгого процесса трансформации. «Варвары» не ждали, пока Рим рухнет, чтобы начать грабить. Они веками жили с ним в симбиозе, служили в его армии, управляли его провинциями. Многие римляне в провинциях хотели большей самостоятельности, так как централизация власти и жесткие традиции Рима мешали местному развитию. Такие города, как Лондиний, Марсель или Париж, расцвели и стали мощными центрами уже после распада Империи, тогда как до этого они во многом оставались периферийными колониями, чьи ресурсы текли в метрополию.
Романтизация Римской империи во многом основана на её же пропаганде. К моменту своего краха это была прогнившая система, управляемая слабой элитой из напыщенных дураков-руководителей и отсталых стариков в Сенате, повторявшей нарративы о варварах и не желавшей реформировать государство, кроме как в интересах правящих кланов и силовых структур.
Посмотрите сегодня на то как умирающие империи буквально ненавидят свои бывшие независимые территории и называют их "отсталыми", "глупыми", "гниющими". "Они за 10 лет не починили даже дорогу в центре города!" "Хотели жить отдельно - теперь живут в нищете!" Не находите ничего общего с Римом и варварскими государствами?
Падение Рима — это не эпическая трагедия о героях и дикарях. Это сухое, циничное и поучительное пособие о том, как большая, но негибкая и коррумпированная система сама себя уничтожает, создавая вакуум власти, в который закономерно устремляются новые, более жизнеспособные силы. Для большинства жителей Империи её крах был не концом света, а просто концом долгой, изматывающей и несправедливой системы.
Это пособие о том как умирающая империя, теряя города, территории, финансы и лояльность, тычет пальцем в мелкие независимые страны со словами "А у них ещё хуже!", "У них воруют девушек на улицах и продают в рабство!", "А у нас история, величие, Цезарь!"
Школьные и вузовские программы часто строятся на упрощенной, кумулятивной модели. Сначала детям дают простую картинку: «Великий Рим» и «Дикие Варвары». Сложные концепции внутреннего распада считаются слишком трудными. Мифы о Риме настолько глубоко проникли в культуру, что воспринимаются как «общие знания».
Истина же проста: несменяемость власти и коррупция, при которой политики думают лишь о своем благополучии, подрывают доверие граждан и разрушают даже самое мощное государство, еще недавно считавшееся неприступной цитаделью. Выйти из этого тупика практически невозможно. Рим был той «отравленной рыбой», которую никакие реформы уже не могли спасти.
Римская пропаганда, веками унижавшая независимые народы, в конечном итоге проиграла. Она проиграла не в битве, а в тишине архитектурных шедевров, переживших века. Эти камни кричат о том, что история пишется не только победителями, но и теми, кого они тщетно пытались представить дикарями. «Варвары» не разрушили римский мир. Они стали мостом, соединившим античность со Средневековьем, и их архитектура — самое красноречивое тому доказательство.

