Эта статья про мультфильм «Анастасия», но это не обзор и не афиша. Это статья о том, как искусство может бросить вызов смерти, перенося трагически погибшего человека в альтернативную реальность, где у него есть не только жестокое прошлое, но и внезапно появляется красочное будущее.
Есть истории, которые мы читаем. Есть те, что мы видим — призраки старых фотографий и шепот из одиноких, покосившихся могил. Все они требуют не взгляда, а ответа. Но в 1997 году мир услышал ответ — не из книги или документальных фильмов, а из детских кинозалов. Это был не просто мультфильм. Это было заклинание. Слово, сказанное в лицо забвению.
Дон Блут и Гэри Голдман - продюсер и режиссер из США, которые в один прекрасный день (в 1970-х годах) случайно прочитали короткую историю о трагедии, которая развернулась в России в период революции. Трагедии, о которой в те годы в СССР никто не писал, а любая попытка пролить на неё свет могла стоить свободы. Жители СССР сами часто не знали правды, упрощая всю сложность трагедии и революции до уровня бытовых анекдотов, а некоторые и вовсе с серьезным лицом оправдывали расстрел царской семьи тем, что это помогло прекратить монархическую династию. Эта трагедия заинтересовала молодого американского режиссера.
СССР в те годы, хоть и был за железным занавесом, но был открыт для туристов из Европы и США. Ленинград (Санкт-Петербург) можно было посетить за сущие копейки, а Эрмитаж и Екатерининский дворец всегда были заполнены толпами туристов. Гэри Голдман, недолго думая, решил приехать в Россию и познакомиться с самим городом и историей революции. На фоне прекрасных дворцов, мостов с грифонами и гигантских соборов его потрясла история о жестокой судьбе 13-летней девочки Анастасии, которая была наследной русской принцессой.

Он решил снять о ней историю, чтобы весь мир узнал о трагедии, которая была так обесценена и забыта. Он решил создать мультфильм. Но это была не просто пересказанная история о трагедии, это была переосмысленная история, которая должна была иметь альтернативный ход событий.
Он дал простое имя своему будущему творению - «Анастасия». Оно не бросалось в глаза, не кричало о трагедии подобно журналистским расследованиям. Оно было короткое и недвусмысленное. Подобно остальным мультфильмам, которые выходили параллельно в те годы: Микки-Маус, Том и Джерри, Русалочка, Белоснежка и др. Анастасия на их фоне не выделялась абсолютно ничем.
В 1976 году он выпустил свою первую короткометражную версию мультфильма, а в 1997 — полнометражный мультфильм целиком. Многие зрители, как тогда, так и сейчас, не часто задумываются о смысле и истории персонажей. Для многих это была простая красивая музыкальная сказка о неизвестной российской принцессе, которая уехала в Париж и встретила там свою любовь. Но мало кто задумывается о том, что главные персонажи имеют абсолютно реальную тяжелую историю. Вероятно, Голдман на это и рассчитывал.

Мультфильм предназначен в первую очередь для детской аудитории. Сухой документальный рассказ о расстреле царской семьи мог бы повергнуть детей в шок. Но он смог прекрасно её обыграть и превратить в сказку, благодаря чему история маленькой принцессы, которая чудесным образом спасась в 1918 году, просто идеально вписывается в мультфильм.
Получился не просто мультфильм, который повествует о принцессе из России. А мост, переброшенный через пропасть веков к ногам трагически и жестоко погибшей девочки. Эта работа — невообразимая и единственная в своем роде. Создатели буквально подарили вторую жизнь человеку, у которого её жестоко и холоднокровно отняли. Они подарили миру не просто мультфильм про трагедию без счастливого конца, они подарили альтернативную реальность. Реальность, которая не обрывается на 1918 годе, а движется вперед. К любви. Где Анастасия вырастает и превращается в прекрасную девушку, которая находит свою вторую половину.
Сюжет мультфильма, казалось бы, достаточно прост и банален. Он разворачивается в самом сердце Российской империи — в Екатерининском дворце. На первых кадрах зритель видит шикарный дворец, настоящую копию реального Екатерининского дворца в городе Пушкин (Санкт-Петербург). Ко дворцу едут кареты, князья, дворяне. Там же разворачивается шикарный бал, на котором предстает император, всем своим видом напоминающий Николая II, и его дочка, которую он катает на руках.
И вот тут наступает тот самый момент, от которого могут пойти мурашки по коже, момент, о котором мало кто догадывается. Анастасия подбегает к Марии Федоровне и показывает ей рисунок с нарисованной собачкой. Факт того, что это точная копия рисунка, который нарисовала настоящая Анастасия Романова до своей гибели, приводит в трепет.

Чуть позже Голдман показывает революцию. Толпа серых солдат врывается в дворец. Царская семья — в заточении. Горничная пытается вывести Анастасию и ее бабушку через потайной ход. В этот момент на них нападает озлобленный солдат. И тут происходит главное: старший брат Анастасии, цесаревич Алексей, несмотря на собственную болезнь, смело заступается за сестру, отталкивая солдата со словами и вступая с ним в драку: «Руки прочь от моей сестры!» Этот акт братской любви и мужества дает им несколько драгоценных секунд. Пока Алексей отвлекает солдата, Мария Фёдоровна успевает скрыться, а маленькая Анастасия, пытаясь последовать за ней, падает, ударяется головой о каменный пол и теряет память. Ее, одинокую и беспомощную, подбирают и принимают за сироту. Она ничего не помнит. И мы понимаем: это не завязка сказки. Это реконструкция настоящего кошмара, жестокости и дикости, совершенной ради примитивных лозунгов.
Но самое удивительное в том, что на этом моменте создатели создали альтернативную реальность. Они буквально спасают Анастасию, ее сестер и маму от жестокой участи, которая ждала их в реальности. Они не говорят: «А что, если бы она выжила?». Они говорят: «Смотри. Она жива. Она просто забыла. И мы поможем ей вспомнить».
Они переносят героиню в Ленинград 1926 года. Анастасия — восемнадцатилетняя сирота с огненным характером, но с пустотой в сердце. Она ударилась головой и ничего не помнит. Ни дворца, ни отца, ни шикарных мягких подушек и плюшевых игрушек. Ее преследуют обрывки воспоминаний, которые ничто не может объяснить. У нее нет денег, нет семьи, только надпись «В прошлом мы остались вместе» в старой, непонятно откуда взявшейся книге, и решимость добраться до Парижа — единственного места из ее снов.
Но создатели анимационного шедевра на этом не успокоились. Они не только вдохнули жизнь в девочку, но и перенесли в мультфильм и ее верного друга — ручную собачку, которая всюду следует за героиней. Эта собачка — не выдуманный, а настоящий щенок, бывший домашним питомцем Анастасии в реальной жизни, его часто можно встретить на семейных фотографиях.

Тут он не теряет свою юную подругу-принцессу навсегда, он не сидит годами, подобно Хатико, возле лестницы разбитого Зимнего дворца из года в год в дождь, снег, зимой и летом, с надеждой, что вот-вот за ним наконец-то спустится Анастасия и снова возьмет на руки, прижмет к себе... В мультфильме он едет вместе с живой Анастасией в Париж и там также влюбляется в собачку-француженку.
В это же время в городе появляются два авантюриста: молодой, обаятельный и циничный мошенник Дмитрий и его наставник, бывший придворный аристократ Владимир. Узнав, что императрица в Париже обещала огромное вознаграждение тому, кто найдет ее внучку, они ищут девушку, которая могла бы сыграть роль Анастасии. Их взгляд падает на Аню. Дмитрий, пораженный ее сходством с настоящей княжной, решает, что она — идеальная кандидатура.

Начинается путешествие на роскошном «Северном экспрессе» в Париж. Поначалу Аня для Дмитрия — лишь средство для обогащения, но по мере их пути все меняется. Владимир учит ее манерам, а она, к их изумлению, интуитивно знает все, что должна знать настоящая Анастасия.
Кульминацией становится ночь в заброшенном Екатерининском дворце в Царском Селе. Сцена, где героиня, еще не зная правды, напевает свою мелодию в заброшенном зале, где еще 10 лет назад танцевала с любящим отцом, — это один из самых щемящих моментов в истории анимации. Пустой зал заполняется призраками прошлого. Благородные офицеры, тургеневские девушки, гренадеры в камзолах и, главное, члены ее семьи. Они танцуют, они улыбаются, они смотрят на нее. Они — не мертвы. Они просто ждут, когда она их вспомнит. Это не сон. Это встреча. Встреча между той, кто выжил, но забыл, и теми, кто умер, но помнит все.
Затем нам рисуют потрясающую картину. Анастасия приезжает в Париж и радуется встрече с семьей, успевшей уехать из страны. Она оказывается на распутье. С одной стороны — блестящее будущее с бабушкой, титулом и богатством. С другой — любовь к Дмитрию, который признается ей, что с самого детства, будучи мальчиком-разносчиком во дворце, хранил образ маленькой Анастасии в своем сердце.
На балу у императрицы происходит долгожданная встреча. Напряжение достигает пика. Чтобы доказать, что Аня — ее внучка, императрица задает ей вопросы, на которые та не может ответить. Кажется, все потеряно. Но тогда Аня совершает самое простое и самое гениальное действие. Она находит музыкальную шкатулку и заводит ее. Мелодия «Once Upon a December» звучит в тишине. И тогда Аня, глядя в глаза бабушке, тихо напевает ту самую колыбельную, которую та пела ей в детстве: «Спи, моя радость, усни...»
Это не доказательство. Это воскрешение. В этом моменте нет места сомнениям — только слезы безграничной любви и узнавания.
Финал фильма — это полное крушение старой жизни и обретение новой. Анастасия, находясь на речном пароме, отказывается от всех сокровищ — ее наградой является любовь. Она выбирает Дмитрия, а императрица, обретя внучку, благословляет их союз. В последней сцене мы видим, как Аня и Дмитрий, теперь уже муж и жена, танцуют в пустом бальном зале своего собственного дома. Музыкальная шкатулка закрыта, но ее мелодия теперь навсегда будет звучать в их сердцах.
И разве это не гениально? Не гениально ли взять самую горькую, несправедливую историю и силой искусства написать ей другой финал?
Обычные сказки начинаются с «жили-были». Эта начинается с пронзительного «это было, это случилось». Мы видим не вымышленное королевство, а блистательный Санкт-Петербург. Мы видим не абстрактную принцессу, а живую Анастасию, которая смогла спастись, найти свою семью. Создатели показали нам прекрасную историю любви и надежды и, главное, то, как она нашла свою любовь посреди самого красивого города мира — Парижа. Мы видим бабушку, вручающую ей шкатулку и говорящую сквозь слезы: «В прошлом мы остались вместе». Мы видим все переживания героев и даже отсылки к настоящим личным вещам.
В этот момент зритель понимает: это не магия. Это — память. Сильнее смерти. В этот момент плачут не просто герои. Плачет сама история, получая то утешение, которого была лишена.
Если смотреть на этот мультфильм как на альтернативу истории — можно расплакаться. «Анастасия» — это грустная история. Это — история исцеления. Мы становимся свидетелями и соучастниками величайшего акта милосердия, который только возможно совершить с помощью искусства.
Авторы взяли самую страшную фотографию в учебнике истории — расстрел царской семьи — и подарили ей движение, голос, улыбку и счастливый конец. Они дали погибшей девочке то, чего у нее не было: будущее. Они позволили ей вырасти, влюбиться, найти свою семью и спеть свою песню.

Каждый раз, когда мы включаем этот мультфильм, мы ненадолго приоткрываем дверь в тот параллельный мир, где добро побеждает не только в сказках.
И в этом, возможно, и есть самое главное чудо. «Анастасия» — это не про то, что она выжила. Это про то, что она — продолжает жить. В каждом из нас, кто смотрел этот мультфильм и чье сердце сжималось от щемящей мелодии давно ушедшего декабря.
Она продолжает жить в прекрасном мире, радоваться своему возлюбленному, Парижу, Елисейским Полям, живым братьям и сестрам и, главное, той собачке, которая, как Хатико, в жестоком мире умирала в надежде, что ее друг когда-нибудь снова обнимет ее.
Она больше не погибшая княжна. Она — вечная принцесса, которую спасли любовь, память и искусство. И в этом — ее вторая, вечная жизнь.
Самая же сильная картина этого фильма - это икона, которая появляется в конце мультика. На ней изображена вся семья. Данную икону даже сегодня можно найти в Казанском соборе. Но в мультфильме она несет лишь яркий образ, в то время как в реальности она говорит о том, какая же была жестокая и бесчеловечная политика тех, кто совершил такую жестокость.
Знаете, дорогие читатели, говорят, если художник рисует образ живого человека на своей картине, то этот человек остается жить в ней навсегда. Бывают картины тяжелые, жестокие, грустные. Создатели же «Анастасии» перенесли настоящего человека в самую яркую картину, которая играет красками и мелодиями. Возможно, это та самая картина, частью которой хотели бы оказаться многие? Чтобы, смотря на эту картину, люди не представляли ужасы и беспомощность, а видели прекрасную жизнь и любовь, длиною в тысячелетия.
- Лишь в 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала Николая II и его семью как страстотерпцев.
- Останки Анастасии и Алексея были найдены и идентифицированы только в 2007 году, спустя 10 лет после выхода мультфильма.
- Реальная Мария Фёдоровна (вдова Александра III и мать Николая II) до конца дней отказывалась верить в смерть сына и внуков, поддерживая легенду о спасении Анастасии.
- Белое движение и попытки сломить большевиков не утихали долгие годы. Часть белых офицеров и родственников, оказавшихся в эмиграции, увидела в Третьем Рейхе, провозглашавшей войну против большевизма, союзника. Некоторые из них, кто потерял близких во время гражданской войны и чьи дети были жестоко репрессированы большевиками, заняли высокие посты в вермахте и СС. Таким образом, виток насилия, начатый в 1918 году не затих. Он породил новую чудовищную войну целью которой был не просто захват земель в СССР, но и жестокая месть.
- Расстрел оправдывался в СССР. Но самое невообразимое, что он оправдывается даже сегодня... Оправдывается многими людьми в современной России, которые слепо верят упрощенной школьной истории, цинично называя это "перегибами на местах".
- В современной России мультфильм не входит в число самых популярных, отчасти из-за его неоднозначного исторического контекста. Некоторые сторонники "всемирного заговора США" до сих пор считают, что данный мультфильм был создан специально с целью "задеть болевые точки" в политике.
История Анастасии - это история одной трагедии, одного бездумного, преступного и глупого решения большевиков, которая потащила за собой огромную череду далекоидущих последствий. От солдат белого движения, примкнувших к армии Третьего рейха.
До Второй мировой войны об этом молчали, либо оправдывали. После Второй мировой войны многие участники расстрела либо пропали без вести, либо быстро скончались. Не осталось ни одного участника, кто бы смог умереть своей смертью, без явного вмешательства извне.
Для кого-то её история была поводом проклинать себя до последних дней. А мультфильм вызывал холодный пот по спине. Пот от понимания того, что слепое исполнение приказа может однажды вернуться глубокой ночью. Встать безмолвной тенью возле кровати. Наклониться к уху и в глухой тишине прошептать вопрос: «За что?».
История Анастасии — слишком неудобный вопрос, обращённый к совести не только советской власти, которая десятилетиями замалчивала правду, но и к чувству справедливости каждого из нас, уважаемые читатели.

Чувство несправедливости — черта, которая отличает человека от животного мира. Если мы будем молча закрывать глаза на такие вещи и соглашаться со «сказками» про «необходимость расстрела», то в конечном итоге будем жить в мире, где на человеческую боль будут плевать все, как это было с этой жестокой историей. Когда плюнули и закопали. А общественное мнение лишь покорно наблюдало и тряслось со страху. И пока мы задумываемся об этом, помните: закопанным без суда и следствия может оказаться каждый, особенно те кто привык молчать и соглашаться.
Официальная наука работает с прямыми доказательствами и многопричинностью. Историки скажут: "Вы не можете доказать, что Вторая мировая война началась из-за расстрела Анастасии". И они будут формально правы. Войну вызвал комплекс причин: Версальский договор, реваншизм, экономический кризис, личность Гитлера, политика умиротворения.
Но мы говорим о другом. Мы говорим о символической и нравственной причинности.
Ненависть к большевикам, желание отомстить за убитую девочку, за поруганную страну — был мощнейшим топливом для многих эмигрантов.
История — это не только экономика и дипломатия, но и нравственное состояние общества. Совершив одно чудовищное зло и не раскаявшись в нём, общество открывает ящик Пандоры.
Этот мир далеко не так прост как кажется на первый взгляд. Духи прошлых трагедий не исчезают навсегда. Они могут мстить. Но они мстят не пистолетами, а горящей и взрывающейся бездной в самой сердцевине истории, куда рано или поздно рухнет любая империя, построенная на молчаливом страхе сказать правду.

