Если вы смотрели американские фильмы, то наверняка ни раз обращали внимание на американское метро. Ведь в нью-йорке метро почему-то расположено не только под землей, но и над землёй.
Всё это причина того, что в Нью-Йорке первая станция метро появилась в 1868 году. Это была как раз надземная станция. Надземная по одной простой причине — тогда было опасно и затратно проводить метро под городом. В нью-йорке подземные станции начали появляться лишь в 1930-х годах.
Давайте теперь отправимся в Петербург. Как известно метро в петербурге появилось с подземной станции Автово в 50-х годах. Принято считать, что лишь в великом, могучем ссср смогли спроектировать первое ленинградское метро.
На самом деле фактически это так, но как известно, до ссср Петербург тоже развивался и имел гениальных и креативных
архитекторов. Один из таких был П.И. Балканский.
Он в 1880-х годах предложил реализовать систему надземного метро, как в сша. Балканский даже нашел инвесторов из Англии. Увы, к несчастью, в россии на тот момент были традиционные ценности, которые не позволили ему реализовать проект и ему было отказано.
Причины отказа:
- В то время, по закону, рядом с церквями не могли быть установлены никакие столбы ближе чем на 20 саженей (около 42,68 м)
- Проведение дороги на уровне второго и третьего этажей затемнило бы улицы, а непрерывный шум обесценил квартиры.
Конечно, с одной стороны это был обоснованный отказ т.к. если сейчас вы приедете в нью-йорк и будете жить в доме, рядом с которым проносится каждые 5 минут надземный поезд, то вы наверняка и сами захотите уехать из такого дома. Более того, постоянная вибрация — медленно расшатывают опоры и стены дома, а железные пути над дорогой затемнили бы саму улицу, таким образом дом станет очень неприятным и опасным местом для жизни. Кстати, надземное шумное и грязное от старости надземное метро — одна из главных проблем нью-йорка. В нью-йорке некоторые линии просто сносились, а некоторые переделывали под надземные парковые аллеи.
Но, удивителен ещё один факт: Балканскому из Государственного казначейства было выдано 100.000 рублей "за огромный его труд, прекрасно составленный проект и за понесенные им по этому делу расходы". В честь же самого Балканского назвали улицы и мосты.
Балканский создал даже несколько разных планов надземного метро, но даже это ему не помогло. Зато на 100 000 рублей он смог не хило обеспечить свое будущее.
Ниже преведен один из его планов-проектов.
Как видите надземное метро, должно было проходить через весь Петербург. В целом было бы интересно прокатиться по городу на таком транспорте.
Вот ещё парочка эскизов "будущей" железной надземной питерской дороги.